С бомбой на память: как был сделан известный снимок Харитона

27 февраля 2020 г.

Сегодня, 27 февраля, исполняется 116 лет со дня рождения Юлия Борисовича Харитона.
По такому случаю интересный материал:

HyO3z_o_jn8.jpg

С бомбой на память: как был сделан известный снимок Харитона

Вы наверняка видели снимок, на котором один из создателей первой отечественной атомной бомбы Юлий Харитон сидит рядом со своим детищем. Фото разошлось по всему миру. Как оно было сделано, рассказывает автор — первый директор музея ядерного оружия Виктор Лукьянов.

«Готовясь к открытию музея в 1992 году, мы собирали экспозицию из рассекреченных экспонатов. Среди них был корпус РДС 1. Очень заманчиво было не просто разместить его в музее, но и сфотографировать рядом Юлия Борисовича Харитона.

В это же время по инициативе руководства ВНИИЭФ в Саров приехала съемочная группа документального фильма «Научный руководитель». Сделать фильм о Ю.Б. было непросто, ведь о нем долгие годы нельзя было ни говорить, ни писать. Но обстоятельства сложились счастливо. В начале 1990-х при Министерстве по атомной энергии РФ, преемнике Минсредмаша, по приказу министра Виктора Михайлова для сохранения истории отрасли была создана студия «Надежда». Коллектив — из Центральной студии документальных фильмов, которая распалась в перестройку. Всего четыре человека очень много сделали: сняли фильмы о некоторых закрытых городах, технологиях, событиях. Режиссером фильма о Харитоне стал Александр Берлин, а сценаристом — известный журналист и писатель Ярослав Голованов. В свое время он вел постоянную рубрику в «Комсомольской правде», публиковал интереснейшие очерки о выдающихся людях. Съемки велись и в кабинете Ю. Б., и в его коттедже, и на природе. Получался интересный фильм.

Когда мы привезли экспонаты в музей ядерного оружия, естественно, Берлин решил снять Юлия Борисовича у первой бомбы. Харитон не возражал. Выставили свет, оператора посадили на тележку, которая ездила вокруг бомбы. А у меня тогда была привычка носить с собой фотоаппарат. И пока они катались вокруг бомбы, я нащелкал много кадров. Когда пленку проявили, оказалось, что с некоторых негативов можно напечатать неплохие фото. Вы посмотрите, какое выражение лица у Юлия Борисовича! Тут и мудрость во взгляде, и осознание того, что сделано за эти годы. Мы показали фото Ю. Б., ему понравилось. Сделали много копий, которые Харитон подписывал и дарил. У меня тоже есть фото с автографом.

Американский историк, автор книги «Сталин и бомба» Дэвид Холловей приезжал в Саров, много беседовал с Юлием Борисовичем. А потом прислал мне письмо — просил разрешения поставить мой снимок на суперобложку. Мы не возражали, так эта фотография впервые была опубликована. Потом она появилась на обложке книги, изданной научно-популярным журналом «История техники и естествознания». Теперь фото — историческое достояние.

Кстати, Юлий Борисович был сам заядлым фотографом и иногда нарушал строжайшие запреты на съемку экспериментов. Исключительно для дела — чтобы добавить в производственный отчет. Так, в 1948 году Харитон запечатлел сотрудницу КБ 11 Марию Алексеевну Манакову у исследовательского рентгеновского аппарата, который снимал процесс сборки заряда. Но в технических отчетах на фотографиях категорически запрещалось показывать лица сотрудников, чтобы их не мог идентифицировать противник. Поэтому на снимке лицо Марии Алексеевны было закрыто черным квадратом. 30 лет спустя людей уже можно было фотографировать, но установка еще проходила под грифом «совершенно секретно». Поэтому на этой же фотографии черный квадрат с лица Манаковой переместился на центральную часть аппарата. И только спустя 45 лет, в 1992 году, на первой конференции разработчиков ядерного оружия в РФЯЦ-ВНИИЭФ, Харитон включил это фото в свой доклад без купюр.

/по материалам газеты «Страна Росатом»

Поделиться: