Индивидуализм и крестьяне в городе

Обсуждение разнообразных вопросов, не подходящих по тематике в другие разделы.
Ответить
Сообщение
Автор
BadBlock
Аватара пользователя
Админ
Благодарил (а): 1296 раз
Поблагодарили: 4399 раз
Связаться:

№ 0 Сообщение BadBlock » 08 ноя 2020 11:15

про крестьянский индивидуализм в старой деревне

8 ноя, 2020 в 11:49
belmondo

Бытует мнение, что русские "по природе коллективисты".
Потому что "крестьянин - природный коллективист", сельская община, вот это всё.
Эта тема сначала мусолилась охранителями 19-го века, что, дескать, не надо нам этих западных наносных и привнесённых свобод и прав, "народ не поймёт", у нас тут соборность, народность и общинность.
*
Потом тема была подхвачена советской идеологией, принявшейся доказывать "исконность" и естественность колхозов для русского "крестьянина-общинника".
И эта байка благополучно дожила до наших дней, уже в форме якобы природно присущего русским "иждивенчества".
Якобы, все сидят на попе ровно и ждут, когда им государство что-то сделает.
*
Правда, когда это наше государство давало повод ждать от него каких-то манн небесных, чтобы сформировать иждивенчество - не очень понятно.
*
В чём же выражался "крестьянский коллективизм"?
В сущности, в двух вещах - налогах, которые взимались со всей "общины" в целом, и в рекрутской повинности, когда крестьяне сами решали, кого отправить в рекруты.
*
В реальной хозяйственной жизни где-то был коллективизм?
Ну давайте посмотрим.
*
Настоящий коллективизм это объединение усилий и разделение труда.
Например, когда селяне не возят молоть муку к мельнику, а покупают вскладчину мельницу и все ею пользуются.
Было в русской деревне такое?
Нет.
*
Были ли общие коровники, птичники, свинарники, амбары в русской деревне?
Нет, не было.
*
Строили ли русские большие избы на несколько семей, чтобы можно было эффективнее топиться зимой?
Например, на четыре семьи, с общей печью в центре?
Вдвое меньше наружных стен при той же площади, вдвое меньше теплопотери.
Нет, у каждого своя изба, со своей отдельной печью.
*
Были ли какие-то общественные фонды - типа, мы скинемся 10% зерна в общий котёл, и будем помогать, если кто с голоду помирает, или сеять нечего?
Нет, не было.
Это личная проблема каждого.
Нет хлеба - иди занимай где найдёшь.
Дети с голоду мрут? Не наша проблема.

*
Есть своя личная корова - значит, младенцы будут пить молоко.
Нет коровы - будут сосать хлебный мякиш.
*
Пахали ли крестьяне общее поле?
Нет, каждому выкраивался его кусок, и он сам там всё делал - и пахал, и сеял, и жал.
*
Готовили ли крестьяне коллективно еду?
Ну чтобы десять раз тесто не месить, десять раз щи не варить, давайте одна хозяйка раз в неделю готовит на всех.
Было такое?
Не было.
*
Хотя бы разделить усилия, и выделить отдельных людей на барщину - чтобы не каждый мотался свой кусок работы делать, а договориться, вот ты за всех идёшь барщину отрабатывать, а мы в твою долю поле вспашем и засеем.
Было такое?
Не было.
*
Уже упомянутые "рекруты" - помогала ли община оставшимся без кормильцев "солдаткам"?
Нет.
Мы твоим мужем откупились от повинности, а ты крутись как хочешь.
*
Хотя бы одну общую баню на всю деревню русские коллективисты допёрли строить?
И тут нет, у каждого своя.
*
Вот и весь коллективизм.
В действительности, ничего общего с действительностью эти байки не имеют.
Крестьянин (почти любой) вообще индивидуалист почти всегда,
а русский крестьянин - такой индивидуалист, что ещё поискать.
*
Это навязанный коллективизм плывущих по морю на плоту потерпевших кораблекрушение - никакой пользы кроме вреда друг от друга, но и деться - некуда.
*
В деревне сосед соседу иногда нужен в экстремальных ситуациях,
но в общем случае это если не враг, то конкурент.
Это в городе сапожник рад каждому новому жителю - он же продаст больше сапог.
В деревне чем больше у соседа детей - тем меньше каждому достанется земли, дров в лесу, рыбы в реке.
*
На самом деле общинность русского крестьянства заключалась единственно в том, чтобы кто-то из соседей не вылез выше всех,
все не завидовали, а понимали, что один вылезший тут же сожрёт остальных.
И абсолютно верно понимали, что характерно.
А когда на селе возник кулак, вся общинность вообще закончилась, даже мысли о ней.
Большевики это прекрасно понимали,
*
Что довольно ожидаемо для народов, сформировавшихся в относительно скудных условиях и всё время страдающих от аграрного перенаселения. Сдохнет сосед - только привольнее будет
*
Коллективизм для сытых.
Когда хватает ресурсов и навыков планирования понять, что купить вскладчину мельницу выгоднее.
А когда надо из года в год выживать - то тут не до коллективизма.
Если бы всем хватало хлеба, можно было бы и экономить силы.
Коллективная кухня хорошо работает, когда каждый может наесться, и ещё немного останется.
Но вышло так, что аграрная перенаселённость в центральной России к середине 19 века дошла до той стадии,
когда дели-не дели, больше калорий из имеющейся территории на имеющемся технологическом уровне выжать невозможно,
и их уже не хватает на всех.
А чтобы из этой петли выскочить, нужно было разом перенять новые технологии вместе с сельхозтехникой и способом ею управлять.
*
мир это сельская община, первоначально. за миром жизни нет, и живут за ним пёсьеголовцы.
*
Но кооперация-то кое-какая существовала.
Избы вроде как помогали друг другу строить, например.
Просто потому что иначе сруб не скатать.
ну просто иначе избу не построить в принципе.
А всё что можно было сделать врозь, делалось врозь.
вне абсолютно неизбежной кооперации - ноль.
Если можешь что-то сделать сам, делай сам.

*
Даже сельские школы долгое время воспринимались формой оброка, "ишь, барин прислал учителя, корми его тут, избу строй"
Да и содержание церковного прихода - вполне коллективистское предприятие
и содержание помещика.
А если не содержишь, придёт эцилоп и будет бить палкой по голове.
Такой коллективизм.
Какие например храмы построены селянами "вскладчину"? При ближайшем рассмотрении окажется, что строил его местные помещики или купцы.
*
причем с колхозами в 90ые та же штука - в основном растащили все сами крестьяне и потом сами же сидели без работы в своих деревнях
без урядника с палкой коллективизм в деревне не работает почему-то.
или пришёл агрохолдинг, или нищета и запустение
*
Общие праздники, танцы, посиделки, покосы большой семьей.
человек социальное животное, людям всё-таки нравится общаться с другими людьми.
*
я бы кстати отметил ещё, что русские ещё и христианами стали впервые в постсоветское время.
Потому что любой крестьянин не только индивидуалист, он ещё и язычник.
*
Русский "коллективизм" высасывали из пальца такие "ретроспективисты" как Зибер, Струве, Туган-Барановский, Янжул и пр. Идея понятна - натянуть как сову на глобус учение Маркса о смене общественно-экономических формаций на Россию, плюс опьянение концепцией историзма.
В результате "русская община" становилась то передовым форпостом капитализма на русский манер, то приобретала черты какой-то переходной стадии между коммунизмом и феодализмом через русский путь.
Короче, это всё были масштабные фантазёры, трезво на жизнь из которых могли, отчасти, смотреть единицы.
*
они лишь подхватили идеи народников 19-го века, которые о жизни народа узнавали из петербургских газет.
*
у народников была не идея, а, скорее, концепция. И под эту концепцию они подгоняли всё - это отрыжка ещё идеализма XVIII в., которая до России доползла с опозданием.
*
Немалую роль сыграла война, переселившая огромное количество людей
и физически уничтожившая горожан и города русского "хартленда".
Село более живучее ко всяким катаклизмам.
А в городе должно прожить два поколения, прежде чем они станут горожанами.

*
в 60- 70-е годы города наводнились приезжими из деревни в первом поколении.
Все эти сидящие на лестницах подростки с портвейном, драки районами, гопники, алкоголизм и т.п. - это селянин в городе, построенном селянами.
Без понимания, как устроен город и чем в нём люди занимаются кроме работы.
почему например идеология прогнила и с таким треском рухнула.
Потому что социализм - и вообще ОБЩЕСТВО, это то, что существует в городе.
Селянину от соседей вред один,
в селе нет обществнных пространств,
и идея коллективизма селянину чужда.

*
в 60-80-х в Баку потянулись селюки и все это было завязано на ухудшевшейся экономической обстановке,
эти слои стали питательной средой для националистов, фашистов и сепаратистов.
В том и дело что селюки потянулись везде.
не столько селюки, сколько именно 1-2 городские поколения. Приехавшие в город и их дети. Сельских скреп уже нет, городских приличий ещё нет.
постселюки и недогорожане. Переходный процесс.

классика жанра же.
*
Именно проблема ещё в 1 и 2 поколении городских.
Многие люди переезжали, но с комплексом гостя который приехал погостить к родственнику, или типо на учебу временно тут .
Когда человек уже оторван от привычной работы, среды, времяпровождений. Но в новую среду ещё не встроился.
Так и не сформировалась городское самосознание.
Основная проблема здесь в том что у многих по инерции бессознательно встроено, что они в городе временно, и не их дом,
а там в горах или где-то...
А значит можно делать что угодно и как по "кайфу"
*
Первое поколение, особенно если старт из бедной и необразованной сельской семьи, даже при переезде в город в юности до последних дней часто ощущает себя немного чужими и тянется в сельскую местность. Хотя бы иногда приехать и выдохнуть.
Второму уже проще, оно в городе много чего лишнего может себе позволить, особенно в молодости, но это уже их среда, им в деревне "ну такое", есть запрос на образованность и желание хотя бы казаться своим в интеллектуальной среде, особенно к зрелым годам.
А третье часто уже горожане до мозга костей, ненавидящие и бояющиеся "гопоту", и относящиеся к деревне как к другой планете.
И всё это за три поколения.
*
В частности, так называемые "конфликты с кавказцами" в 90-е и нулевые не имеют ни национальной, ни религиозной почвы на самом деле.
Это ровно то же самое, что происходило между русскими и русскими в 70-80е - просто одни городские, другие селюки.

И претензии ровно те же - для селян в городе "женщины ведут себя как проститутки", "мужчины слабаки и хлюпики",
а для горожан селяне - некультурные и дикие.
*
тут вопрос именно в наличии достаточно большой проблемной прослойки, которая на этом этапе статистически велика в любом обществе.
Русские рабочие главной волны урбанизации с 30 по 60-е были точно такими же, и точно так же среди них было много вполне адекватных и приличных людей. Как и в деревнях было очень по-разному, от алкоагротреша в одном селе и очередей в библиотеку в соседнем.
Но всё же в городах РСФСР рубежа 50-х и 60-х огрести на улице можно было без проблем,
на конфликт с милицией шли с полтычка, мгновенно собирали толпу в поддержку и не раз доходило до беспорядков с погромами.
Никаких "кавказцев с менталитетом", коренные русаки.
Это именно этап, который неизбежно приходит и неизбежно проходит.
*

Сейчас русские впервые в своей истории стали горожанами. Это меняет примерно ВСЁ.
* https://marss2.livejournal.com/4439459.html

BadBlock
Аватара пользователя
Админ
Благодарил (а): 1296 раз
Поблагодарили: 4399 раз
Связаться:

№ 1 Сообщение BadBlock » 08 ноя 2020 12:14

Собственно, читал, что запад проходил через то же самое, только более растянуто, поэтому мягче.
"Сухой закон" в США — он оттуда же: выпивка — характерное времяпрепровождение для селянина, способ снятия стресса.
К тому же селянин всё равно не очень понимает, чем ещё заняться, при этом городская жизнь для него охрененный и непрерывный стресс, даже если нет особых житейских проблем.

В отличие от запада, СССР урбанизировался крайне стремительно.
Такая урбанизация, помимо серьёзного взлёта буквально во всех областях человеческой деятельности, вызвала и не менее серьёзные общественные проблемы.
Только после 2000-х годов, даже скорее уже в 2010-х, города России стали населены преимущественно гражданами, которых можно с полным основанием назвать горожанами.

олег307
Благодарил (а): 290 раз
Поблагодарили: 391 раз

№ 2 Сообщение олег307 » 08 ноя 2020 15:49

BadBlock писал(а) ↑ 08 ноя 2020 11:15: Хотя бы одну общую баню на всю деревню русские коллективисты допёрли строить?
И тут нет, у каждого своя.

Были ли какие-то общественные фонды - типа, мы скинемся 10% зерна в общий котёл, и будем помогать, если кто с голоду помирает, или сеять нечего?
Нет, не было.
человек явно не знает как жили его соотечественники.

asdfghjkl
Аватара пользователя
Благодарил (а): 24 раза
Поблагодарили: 54 раза

№ 3 Сообщение asdfghjkl » 11 ноя 2020 05:32

олег307 писал(а) ↑ 08 ноя 2020 15:49:
BadBlock писал(а) ↑ 08 ноя 2020 11:15: Хотя бы одну общую баню на всю деревню русские коллективисты допёрли строить?
И тут нет, у каждого своя.

Были ли какие-то общественные фонды - типа, мы скинемся 10% зерна в общий котёл, и будем помогать, если кто с голоду помирает, или сеять нечего?
Нет, не было.
человек явно не знает как жили его соотечественники.
Однако расскажет всем , как должны были жить - "историки" - они такие :facepalm:

BadBlock
Аватара пользователя
Админ
Благодарил (а): 1296 раз
Поблагодарили: 4399 раз
Связаться:

№ 4 Сообщение BadBlock » 11 ноя 2020 05:51

олег307 писал(а) ↑ 08 ноя 2020 15:49: человек явно не знает как жили его соотечественники.
Я лично подобные сообщения считаю голословными нападками и игнорирую.

И да: общих бань на селе не было. У кого своей бани не было, вообще мылись в печи.
Общественного семенного фонда тоже не было. Иначе мы бы не читали про кулаков, которые давали семенную ссуду исполу (под половину урожая).

олег307
Благодарил (а): 290 раз
Поблагодарили: 391 раз

№ 5 Сообщение олег307 » 11 ноя 2020 22:58

BadBlock писал(а) ↑ 11 ноя 2020 05:51: И да: общих бань на селе не было. У кого своей бани не было, вообще мылись в печи.
Были и массово, баня это дорогой материал в то время когда "русская " печь не в каждой избе была и не имелось полов деревянных. Одна баня на несколько семей сохранились считай до современности.
BadBlock писал(а) ↑ 11 ноя 2020 05:51: Общественного семенного фонда тоже не было.
Вспоминаем земское управление и чем оно заведовало, там увидим что в том числе распределением семня и просто хлеба неимущим и помощь погорельцам.
BadBlock писал(а) ↑ 11 ноя 2020 05:51: Иначе мы бы не читали про кулаков, которые давали семенную ссуду исполу (под половину урожая).
Нет, это говорит только о недостаточности имеющихся методов\средств а не о их отсутствии.

олег307
Благодарил (а): 290 раз
Поблагодарили: 391 раз

№ 6 Сообщение олег307 » 11 ноя 2020 23:02

№ 4: BadBlock,

Кстати, в коментах под заметкой в оригинальном журнале, лост критик дал фрагмент на "письма из деревни", я ещё когда заглавный пост читал о них вспомнил. вполне себе воспоминания очевидца.

Ответить

Вернуться в «Общий форум»