Тем временем в России - 2019

Обсуждение разнообразных вопросов, не подходящих по тематике в другие разделы.
Закрыто
Сообщение
Автор
bebe
Аватара пользователя
Благодарил (а): 832 раза
Поблагодарили: 940 раз

№ 2100 Сообщение bebe » 30 окт 2019 15:00

Флагман, так сказать, российской экономической мысли, кузница кадров, ВШЭ. :down:

Внимание СМИ привлек пост Гусейнова в Facebook, в котором профессор пожаловался, что в Москве на прилавках не найти иностранной прессы, кроме как на «убогом клоачном» русском языке. По мнению профессора, причиной тому является «порядком одичавшая страна».

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5db89f60 ... .ru%2Fnews

Pedro
Аватара пользователя
Поблагодарили: 623 раза
Связаться:

№ 2101 Сообщение Pedro » 30 окт 2019 15:12

№ 2100: TheJudge, ты накидываешь больше, чем я успеваю осилить )) Я еще не на все предыдущее ответил
TheJudge писал(а) ↑ 30 окт 2019 12:29: Да, но это уже не имеет отношения к депортации. А у нас разговор о том, почему вдруг депортация является выгодным для экономики делом, когда там потеря людей, времени, подъёмные, обустройство, чтобы на выходе получить те же самые колхозы, что были в Приморье.
Если уж и обращаться к истокам разговора, то тогда к "почему люди\граждане должны быть инструментом для экономики и обслуживать её интересы. Почему они должны куда то там переезжать, сами чему-то учиться, выбирать, вкладываться, рисковать, без каких либо гарантий?", а не к тому моменту, как всплыла депортация. Ну ладно.. Депортация является выгодным для экономики делом, потому что как только ты объявляешь людей, этническую группу в данном случае, идеологически неугодной, ты тут же получаешь карт бланш на ее переселение куда тебе угодно. Потому что добровольно такое кол-во людей переселить не представляется возможным.
TheJudge писал(а) ↑ 30 окт 2019 12:29: Трудармии, если верить википедии, были всего дважды, относительно короткие периоды времени в пару лет и состояли из военных, а не депортированных семей в полном составе.
Я не читал википедию, но если там так написано, то это не является правдой: (1) например, призванные в 38-ом и демобилизованные в 57-ом не попадают под критерий "времени в пару лет"; (2) утверждение о том, что трудармии состояли из военных, противоречит, как минимум, тому, что спецпереселенцы не имели права быть военными, между тем, как я уже писал выше, бОльшая часть мужчин-переселенцев были призваны в трудармию. Технически их призывали через военкоматы, но это ни о чем не говорит.
TheJudge писал(а) ↑ 30 окт 2019 12:29: Первопричина депортации, не экономическая.
Хорошо, давай занудствовать в дотошности до упора: Чтобы выдернуть человека из гнезда нашлась политическая причина, а чтобы воткнуть куда выгодно - образовалась экономическая. А между этими двумя событиями люди просто ехали под конвоем.

Pedro
Аватара пользователя
Поблагодарили: 623 раза
Связаться:

№ 2102 Сообщение Pedro » 30 окт 2019 15:37

TheJudge писал(а) ↑ 30 окт 2019 12:29: Трудармии, если верить википедии
Если (вдруг) тебя интересует вопрос о трудармии, крайне рекомендую ознакомиться вот с этим обзором. Автор, как мне увиделось, сделал все возможное для того, чтобы сделать его максимально объективным, избегая ситуаций как он сам пишет когда "аксиологические установки зачастую доминируют над гносеологическими". Хорошая небольшая научная работа.

TheJudge
Аватара пользователя
SVGA
Благодарил (а): 270 раз
Поблагодарили: 853 раза
Связаться:

№ 2103 Сообщение TheJudge » 30 окт 2019 16:31

BuyerSeller писал(а) ↑ 30 окт 2019 13:31: ну ты то охреннено возвысился я смотрю
Типичное капиталистическое мышление. Отобрать у стариков труд всей их жизни, возвысится на серой массой. Интересно, если у него родителей кто ограбит, пожелает ли он удачи грабителю, в его возвышении над серой массой?
К сожалению, таким образом устойчивое развитие обеспечить невозможно.
Pedro писал(а) ↑ 30 окт 2019 15:12: Депортация является выгодным для экономики делом, потому что как только ты объявляешь людей, этническую группу в данном случае, идеологически неугодной, ты тут же получаешь карт бланш на ее переселение куда тебе угодно. Потому что добровольно такое кол-во людей переселить не представляется возможным.
С этим я согласен. Но ещё раз подчёркиваю, что причины депортации, это не подъём экономики а убрать людей из каких-то мест. Просто в СССР не так плохо относились к людям, как в капстранах. И не геноцидили как индейцев, а переселяли в другое место, давали работу. Т.е. не ради экономики депортации были. Но для экономики, возможно, была по итогу какая то польза. Хотя и в этом я не уверен.
Pedro писал(а) ↑ 30 окт 2019 15:12: Я не читал википедию, но если там так написано, то это не является правдой
Тут дискутировать не буду, так как вопрос не изучал. Но из педевикии следует, что периоды были небольшие.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1 ... 0%BE%D0%B2

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1 ... 0%BE%D0%B2
Pedro писал(а) ↑ 30 окт 2019 15:12: Хорошо, давай занудствовать в дотошности до упора: Чтобы выдернуть человека из гнезда нашлась политическая причина, а чтобы воткнуть куда выгодно - образовалась экономическая. А между этими двумя событиями люди просто ехали под конвоем.
Задача стояла не воткнуть, а выткнуть. Т.е. убрать людей с определённой территории. Тех же депортированых по разным местам разбрасывали. Удалось использовать этих людей с пользой для экономики, хорошо. Не удалось бы, всё равно депортация состоялась. Во время войны депортировали отдельные этнические группы, к примеру. Потому что надо было депортировать. А не экономику поднимать здесь и сейчас. Депортация вообще не может дать экономической пользы здесь и сейчас. Только в среднесрочной перспективе и то может быть.

Пойманый_маньяк
Аватара пользователя
Благодарил (а): 407 раз
Поблагодарили: 695 раз
Связаться:

№ 2104 Сообщение Пойманый_маньяк » 30 окт 2019 16:31

По Северному потоку 2 - все разрешения получены.
Дания одобрила строительство "Северного потока — 2"
15:35 30.10.2019 (обновлено: 16:18 30.10.2019)

МОСКВА, 30 окт — РИА Новости. Копенгаген выдал разрешение на строительство "Северного потока — 2", говорится в сообщении Энергетического агентства страны (DEA).

https://ria.ru/20191030/1560399101.html

BuyerSeller
Аватара пользователя
Благодарил (а): 166 раз
Поблагодарили: 106 раз

№ 2105 Сообщение BuyerSeller » 30 окт 2019 16:36

TheJudge писал(а) ↑ 30 окт 2019 16:31: Отобрать у стариков труд всей их жизни, возвысится на серой массой. Интересно, если у него родителей кто ограбит, пожелает ли он удачи грабителю, в его возвышении над серой массой?
в том-то и дело, что гражданин никого не грабит. занял свою нишу и получает какой-никакой доход. почему он считает что такое возможно только при капитализме - вот главная загадка!

BadBlock
Аватара пользователя
Благодарил (а): 1755 раз
Поблагодарили: 7513 раз
Связаться:

№ 2106 Сообщение BadBlock » 30 окт 2019 17:08

BuyerSeller писал(а) ↑ 30 окт 2019 16:36: почему он считает что такое возможно только при капитализме - вот главная загадка!
Сталин запрещал 1С и IBM PC.

BuyerSeller
Аватара пользователя
Благодарил (а): 166 раз
Поблагодарили: 106 раз

№ 2107 Сообщение BuyerSeller » 30 окт 2019 17:09

BadBlock писал(а) ↑ 30 окт 2019 17:08: Сталин же запрещал 1С и IBM PC.
Точно, за них же расстреливали, запамятовал!

Злец
Аватара пользователя
Благодарил (а): 2033 раза
Поблагодарили: 1762 раза

№ 2108 Сообщение Злец » 30 окт 2019 21:37

Pedro писал(а) ↑ 29 окт 2019 17:08: Если, например, говорить о Казахстане, то смертность корейцев в 38 году превысил средний показатель по республике в 2 раза.
При таких словах всё же нужно указывать и тот самый "средний показатель по республике". Поскольку увеличение с 0.00001% до 0,00002% - это тоже увеличение в 2 раза.
Pedro писал(а) ↑ 30 окт 2019 11:18: Но мы сейчас о депортированных говорим. Их воткнули туда, где было: (1) нужнее и (2) безопаснее для центральной части России (это в смысле недоверия к депортированным).
Уже вот это говорит именно не об экономических, а политических причинах. Странно, что ты отказываешься признать то, что сам и подтверждаешь.
Возможно (и я не берусь тебя осуждать), что лично-национальная обида мешает объективно оценивать ситуацию. Уж не обижайся, мне кажется, что умом ты и сам понимаешь свою излишнюю пристрастность (не сказать бы больше), но отказаться от выпестованной позиции трудно.

Пойманый_маньяк
Аватара пользователя
Благодарил (а): 407 раз
Поблагодарили: 695 раз
Связаться:

№ 2109 Сообщение Пойманый_маньяк » 31 окт 2019 10:38

Нет. Не так...
Последний раз редактировалось Пойманый_маньяк 31 окт 2019 10:41, всего редактировалось 1 раз.

Пойманый_маньяк
Аватара пользователя
Благодарил (а): 407 раз
Поблагодарили: 695 раз
Связаться:

№ 2110 Сообщение Пойманый_маньяк » 31 окт 2019 10:40

bubuka писал(а) ↑ 29 окт 2019 23:31: капитализм конкретно ухудшает жизнь трудящихся. дает шанс достойным.

Все блага и достижения при капитализме добываются трудящимися только в борьбе в конкуренции.

И если пытаться крутиться, то капитализм будет и дальше затягивать удавку, лишая выбитых когда благ и достижений.
У тебя есть шанс вовзыситься над серой массой тех, кому ничего не надо.
Доллар тому, кто придумал; десять тому, кто сделал; сто тому, кто продал (с) американская пословица
Исходя из которой не совсем понятны критерии определения достойности :)

TheJudge
Аватара пользователя
SVGA
Благодарил (а): 270 раз
Поблагодарили: 853 раза
Связаться:

№ 2111 Сообщение TheJudge » 31 окт 2019 10:57

Пойманый_маньяк писал(а) ↑ 31 окт 2019 10:40: Исходя из которой не совсем понятны критерии определения достойности
Да не, вроде всё понятно. Если у твоих родителей отобрали труд их жизни, присвоив себе, а ты потом вертишься и вкалываешь на тех, кто присвоил себе этот труд, то твои родители серая масса, а ты достойный человек. Ну, до тех пор пока не кончишься.

Pedro
Аватара пользователя
Поблагодарили: 623 раза
Связаться:

№ 2112 Сообщение Pedro » 31 окт 2019 12:24

TheJudge писал(а) ↑ 30 окт 2019 16:31: что причины депортации, это не подъём экономики а убрать людей из каких-то мест
Мне тут подумалось, точнее стало любопытно: а что происходило на "той стороне депортации", в Казахстане в в 30-е годы? И тут даже копать ничего не пришлось - уже на пол штыка лопаты повылазило всякое.

Вкратце. В начале 30х, а именно в 1931-1933гг. имел место (как бы так не преувеличить в выражении) сильный/массовый голод.

В качестве примера - строки из письма заместителя председателя СНК РСФСР Т. Рыскулова Сталину 1932г:
Показать
"...в Балхашском районе (по данным местного ОГПУ) было населения 60 тыс. откочевало 12 тыс., умерло 30 тыс., ...в Каркаралинском районе в мае 1932 г. было 50 400 чел., а с ноября месяца осталось 15 900 чел., ...в Караганде в прошлую зиму умерло около 1500 казахов, ...среди них рабочие от голода и эпидемий, ...голодные казахи массами скапливаются около промышленных пунктов (Караганда, Балхаш, Карсакпай и др.) и не могут устроиться и нарушают нормальный ход работы этих промышленных пунктов, ...в ряде пунктов оседания казахи побросали постройки и ушли в поисках пропитания, в Карагандинской области 4100 построек пустует..."
Еще одно. Председатель СН К КАССР У. Исаев Сталину:
Показать
"Во многих казахских районах, по сравнению с 1929 годом, не осталось и половины населения. Общее количество крестьянских хозяйств края сейчас меньше, чем в 1931 г. на 23-25%"... "Атбасарском районе продзатруднения принимают крайне острые формы. На почве голода наблюдаются массовые случаи опухания и смерти. С 1 апреля по 25 июля 1932 г. зарегистрировано 111 случаев смертей, из них в июле месяце 43. За это время отмечено 5 случаев людоедства.."


Между тем, с этого периода до 1935 года процент коллективизации в Казахстане вырос с 30,3% до 90,5%. Не буду останавливаться на народных волнениях.. короче на 2,585млн. человек за указанный период сократилась численность населения Казахстана (свалили, умерли, погибли..), это 42% общей численности. Надо отдать должное предусмотрительности тогдашнего руководства страны и республик, потому как еще 13.10.1929 решением Бюро Казкрайкома ВКП(б) с целью привлечения для индустриализации республики трудовых ресурсов извне было создано так называемое Переселенческое управление, и утвержден план ведения переселенческих работ.

Продолжать? Просто кирпич растет, а по-моему продолжать уже нет особой необходимости..

Pedro
Аватара пользователя
Поблагодарили: 623 раза
Связаться:

№ 2113 Сообщение Pedro » 31 окт 2019 12:59

Злец писал(а) ↑ 30 окт 2019 21:37: Странно, что ты отказываешься признать то, что сам и подтверждаешь.
Я, как ты верно подметил, сознательно пишу какие-то факты не в пользу мой стороны спора, потому что стараюсь рассмотреть вопросы максимально объективно. Если угодно, я так спорю сам с собой.
Злец писал(а) ↑ 30 окт 2019 21:37: Возможно (и я не берусь тебя осуждать), что лично-национальная обида мешает объективно оценивать ситуацию
У меня нет причин обижаться по этому вопросу. Лично меня эти обстоятельства никак не задели и у меня нет информации о том, что кто-то из моих близких родственников поплатился жизнью в результате переселения или работ в трудармии. Более того, предметом гордости моих родственников по этой линии были успехи деда как председателя колхоза, да и прожил он более 100 лет.

Так что давай не будем употреблять слово "обида" в данном контексте. Ее нет.

TheJudge
Аватара пользователя
SVGA
Благодарил (а): 270 раз
Поблагодарили: 853 раза
Связаться:

№ 2114 Сообщение TheJudge » 31 окт 2019 14:34

Pedro писал(а) ↑ 31 окт 2019 12:24: Мне тут подумалось, точнее стало любопытно: а что происходило на "той стороне депортации", в Казахстане в в 30-е годы? И тут даже копать ничего не пришлось - уже на пол штыка лопаты повылазило всякое.
Да в те годы, куда не копни, куча проблем и работы несделанной было.
Pedro писал(а) ↑ 31 окт 2019 12:24: Продолжать? Просто кирпич растет, а по-моему продолжать уже нет особой необходимости..
Ты пытаешься подгонять решение под нужный ответ. Приводя аргументы из начала 30-х ты забываешь, что вопрос о депортации корейцев начали обсуждать ещё в начале 20-х. Поэтому тот факт, что депортация решила обе задачи, никак не говорит в пользу того, что вторая была причиной. Или как надо было поступить, чтобы ты перестал рассматривать экономические причины в качестве основных? Переселить с Сибирь в вечную мерзлоту или отдать Сталину на сожрание?

Pedro
Аватара пользователя
Поблагодарили: 623 раза
Связаться:

№ 2115 Сообщение Pedro » 31 окт 2019 15:10

№ 2118: TheJudge,

Ты считаешь, что я подгоняю ответ на какой-то не так сильно меня интересующий вопрос. А я считаю, что складываю события и факты в копилку, из которой очевидно последует вывод, что граждане являлись инструментом экономики и обслуживали её интересы. Да, несмотря на абсурдность этого утверждения в терминах "экономики работающей в интересах народа".

Например, потому что не может быть интересом народа: вдруг становится "неблагонадежными", умирать или быть убитыми, принудительно переселяться к черту на куличики и так далее. Или, например, сложно себе представить справедливым для мобилизированного шахтера подмосковного угольного бассейна тот факт, что в каких-нибудь ста километрах от него, на даче в Переделкино, кто-то берет уроки игры на фортепиано, и что это происходит в одних (равных) экономических условиях для страны.

TheJudge
Аватара пользователя
SVGA
Благодарил (а): 270 раз
Поблагодарили: 853 раза
Связаться:

№ 2116 Сообщение TheJudge » 31 окт 2019 15:32

Pedro писал(а) ↑ 31 окт 2019 15:10: Ты считаешь, что я подгоняю ответ на какой-то не так сильно меня интересующий вопрос. А я считаю, что складываю события и факты в копилку, из которой очевидно последует вывод, что граждане являлись инструментом экономики и обслуживали её интересы. Да, несмотря на абсурдность этого утверждения в терминах "экономики работающей в интересах народа".
Я попробую всё же ещё раз. Даже если согласиться с тем фактом, что депортированные корейцы поработали на благо экономики, это не делает данный случай общей практикой. Депортация, это вообще явление чрезвычайное, по сути. Т.е. оно существовало, но не являлось нормальным для страны. Это вынужденная мера, а не инструмент экономики. И мера эта политическая, а не экономическая.
Pedro писал(а) ↑ 31 окт 2019 15:10: Например, потому что не может быть интересом народа: вдруг становится "неблагонадежными", умирать или быть убитыми, принудительно переселяться к черту на куличики и так далее.
Почему не может? Может. Это нормальное явление, когда интересы большинства ставятся выше интересов меньшинства. Оно так везде, в общем то. Даже в организмах живых. Фагоциты гибнут и приносят себя в жертву ради организма при борьбе с заразой. Тромбоциты гибнут залечивая раны. Клеточный апоптоз.

А вот в капиталистическом обществе ровно наоборот, интересы меньшинства ставятся выше интересов большинства. Чтобы единицы жили хорошо, сотни обирают и понижают их уровень жизни.

Pedro
Аватара пользователя
Поблагодарили: 623 раза
Связаться:

№ 2117 Сообщение Pedro » 31 окт 2019 15:43

TheJudge писал(а) ↑ 31 окт 2019 15:32: Это нормальное явление, когда интересы большинства ставятся выше интересов меньшинства
Не желаете погибнуть на набережной парка в интересах большинства? Слышал в один крупный городской МУП директор требуется.. )

Шучу.. Да, возможно в этом что-то есть. Мне сложно всерьез думать об этом, не пережив. Думаю, не мне одному.

mrc
Благодарил (а): 90 раз
Поблагодарили: 34 раза

№ 2118 Сообщение mrc » 01 ноя 2019 13:41

В ближайшие лет 7-8, похоже, на машине из Сарова в столицу и обратно придется ездить через Рязань :-?
Глава правительства Дмитрий Медведев одобрил новый проект автотрассы Москва — Казань, строительство стартует в 2020 году с прокладки новых участков дороги между столицей и Владимиром
<...>
протяженность этих участков составит 145 км, включая обходы Балашихи и Ногинска
<...>
Одновременно стартует второй этап, в рамках которого планируется проложить участок дороги протяженностью 142,8 км в обход Казани с юга — через город Канаш (Чувашия) и село Шали (Татарстан)
<...>
Третий этап стартует в 2021 году От Владимира до Арзамаса, это 267 км, к 2025 году завершим. А в 2022 году приступим к соединению участков от Арзамаса до Канаша (это 239 км). Полную готовность всей новой трассы мы обеспечим к 2027 году
<...>
В целом строительство трассы Москва — Казань обойдется в 730 млрд руб
<...>
Почему отказались от идеи сделать единственной альтернативой реконструкцию М-7? Это невозможность с технической точки зрения, мы бы блокировали движение между городами. Это вышло бы дороже на 200 млрд руб., потому что М-7 проходит через населенные пункты», — добавил Акимов.
https://www.rbc.ru/society/01/11/2019/5 ... .ru%2Fnews
Показать
Изображение

bubuka
Аватара пользователя
Jha
Благодарил (а): 211 раз
Поблагодарили: 107 раз

№ 2119 Сообщение bubuka » 01 ноя 2019 13:49

mrc писал(а) ↑ 01 ноя 2019 13:41: В ближайшие лет 7-8, похоже, на машине из Сарова в столицу и обратно придется ездить через Рязань :-?
Глава правительства Дмитрий Медведев одобрил новый проект автотрассы Москва — Казань, строительство стартует в 2020 году с прокладки новых участков дороги между столицей и Владимиром
<...>
протяженность этих участков составит 145 км, включая обходы Балашихи и Ногинска
<...>
Одновременно стартует второй этап, в рамках которого планируется проложить участок дороги протяженностью 142,8 км в обход Казани с юга — через город Канаш (Чувашия) и село Шали (Татарстан)
<...>
Третий этап стартует в 2021 году От Владимира до Арзамаса, это 267 км, к 2025 году завершим. А в 2022 году приступим к соединению участков от Арзамаса до Канаша (это 239 км). Полную готовность всей новой трассы мы обеспечим к 2027 году
<...>
В целом строительство трассы Москва — Казань обойдется в 730 млрд руб
<...>
Почему отказались от идеи сделать единственной альтернативой реконструкцию М-7? Это невозможность с технической точки зрения, мы бы блокировали движение между городами. Это вышло бы дороже на 200 млрд руб., потому что М-7 проходит через населенные пункты», — добавил Акимов.
https://www.rbc.ru/society/01/11/2019/5 ... .ru%2Fnews
Показать
Изображение
С чего такой вывод?

Решили же не реконструировать трассу м7, а строить новую.
Трасса м7 только кое-где подлатают и расширят.

ТА еще!
Аватара пользователя
Поблагодарили: 309 раз
Связаться:

№ 2120 Сообщение ТА еще! » 01 ноя 2019 14:30

40 миллиардов!

В ближайшие два года расходы на содержание обеих палат парламента резко возрастут. Совета Федерации – на 34%, а Госдумы – на 28%. Суммарно за два года на них потратят из бюджета почти 40 миллиардов рублей. Для сравнения бюджет, например, того же Нарьян-Мара на следующий год составляет 954 миллиона.
Вложения
photo_2019-11-01_14-28-29.jpg
photo_2019-11-01_14-28-29.jpg (154.55 КБ) 583 просмотра

BuyerSeller
Аватара пользователя
Благодарил (а): 166 раз
Поблагодарили: 106 раз

№ 2121 Сообщение BuyerSeller » 01 ноя 2019 15:01

№ 2124: ТА еще!,

Изображение

TheJudge
Аватара пользователя
SVGA
Благодарил (а): 270 раз
Поблагодарили: 853 раза
Связаться:

№ 2122 Сообщение TheJudge » 01 ноя 2019 15:39

Pedro писал(а) ↑ 31 окт 2019 15:43: Не желаете погибнуть на набережной парка в интересах большинства?
Погибать никто не желает, как ты понимаешь. Но погибают, по самым разным причинам. И хотя в гробу уже всё равно, но погибать за интересы большинства, создав и оставив что то после себя, не так обидно, как погибать за ради интересов кучки капиталистов или вообще ни за что. Во время войны люди погибали сражаясь за свою землю, свои заводы и производства, свою страну. Теперь это уже не их земля, не их заводы.

DmitryKulikov
Поблагодарили: 12 раз

№ 2123 Сообщение DmitryKulikov » 01 ноя 2019 19:22

bubuka писал(а) ↑ 01 ноя 2019 13:49:
mrc писал(а) ↑ 01 ноя 2019 13:41: В ближайшие лет 7-8, похоже, на машине из Сарова в столицу и обратно придется ездить через Рязань :-?



https://www.rbc.ru/society/01/11/2019/5 ... .ru%2Fnews
Показать
Изображение
С чего такой вывод?

Решили же не реконструировать трассу м7, а строить новую.
Трасса м7 только кое-где подлатают и расширят.
С того, что будут расширять участок Владимир-Муром-Арзамас.


Радиоспециалист
Аватара пользователя
Благодарил (а): 2802 раза
Поблагодарили: 2017 раз

№ 2125 Сообщение Радиоспециалист » 01 ноя 2019 21:28

Машиностроение на грани исчезновения

Деиндустриализация страны продолжается, считает Виктор Алкснис

В 2019 году правительственная комиссия по импортозамещению РФ разрешила «Аэрофлоту» закупить 100 самолетов иностранного производства, которые могут окончательно вытеснить с авиалиний отечественные. Таким образом, это ведомство, видимо, занимается внедрением импортозамещающих технологий. Что происходит в отечественном авиастроении и оборонной политике в целом, «Военно-промышленному курьеру» рассказал депутат Государственной думы России III и IV созывов, известный общественный и политический деятель Виктор Алкснис.

– Виктор Имантович, в 2018-м производство гражданских самолетов в России вновь упало. За прошлый год было произведено всего 38 единиц техники. Выпуск SSJ 100 рухнул на треть – с 34 машин в 2017-м до 23 в 2018-м. Чем все это объяснить и когда, на ваш взгляд, наш авиапром выйдет из штопора?

– Любой летчик вам скажет, что штопор должен быть контролируемым. Если он неуправляем, то из него можно и не выйти.
В российской авиации, как военной, так и гражданской, основной проблемой всегда были двигатели. Мы умели делать хорошие планеры самолетов и других летательных аппаратов, а российская аэродинамическая школа считалась одной из лучших в мире. Но у нас были и остаются проблемы с авиадвигателями, большинство из которых, как правило, уступают зарубежным аналогам. Именно поэтому нам никак не удается создать гражданские самолеты, не уступающие Boeing и Airbus, в первую очередь по удельной тяге двигателей и по расходу топлива. Причем вопросы остаются не только по гражданским судам – отсутствие двигателя для самолета пятого поколения Су-57 свидетельствует о наличии серьезных проблем и в военной области.

Казалось бы, все это требует принятия срочных мер. Но вместо этого отмена НДС на импортные самолеты, закупка иностранной авиатехники большими партиями, что наносит удар как по самолетам, так и по авиационным газотурбинным двигателям. И не только по ним. Есть информация о планах правительства отказаться от отечественных газовых турбин большой мощности, что отбросит назад российскую энергетику.

ГТД широко применяются еще и на судах Военно-морского флота, газоперекачивающих станциях… С двигателями для ВМФ ситуация вообще сложная. Помните печально известный поход «Адмирала Кузнецова» к берегам Сирии и клубы черного в полнеба над ним дыма, после чего он сразу встал на ремонт? Да, на нем стоят не газотурбинные, а котлотурбинные двигатели большой мощности, но и на них частично применяются похожие технологии.

Более того, ГТД используются в самых разных сферах и могут значительно различаться по своей конструкции, но принцип их действия и производства во многом схож. Поэтому успешное развитие технологий в изготовлении, например, авиационных газотурбинных двигателей, несомненно, положительно сказалось бы на их производстве и для ВМФ, энергетики. Но правительство РФ может отказаться от строительства тепловых электростанций (ТЭС) на экспериментальных образцах российских газовых турбин большой мощности (ГТБМ) 1,4 ГВт в пользу иностранных компаний, включая американскую GE и немецкую Siemens.

Напомню, какой скандал произошел два года назад, когда в связи с проблемами Крыма из-за энергетической блокады полуострова со стороны Украины было принято решение срочно перебросить на полуостров четыре газовые турбины SGT5-2000E немецкого производителя Siemens для строительства двух электростанций общей мощностью 940 МВт. Но в связи с введенными против РФ санкциями официально этого делать было нельзя, поскольку по соглашению турбины предназначались для установки в Краснодарском крае.

Казалось бы, из этого надо сделать выводы и наладить производство российских ГТБМ. Но проблема еще в том, что в РФ после развала Советского Союза утрачены технологии их производства. С приходом Анатолия Чубайса к руководству российской электроэнергетикой было принято решение отказаться от производства российских турбин и перейти к их закупке у немцев («Сименс»), японцев («Митсубиси»), американцев («Дженерал электрик»). В результате наша энергетика была поставлена в зависимость от чужих решений. Кроме турбин, приходилось оплачивать работу иностранных специалистов для их установки и отладки, постоянно заказывать запчасти на десятки миллионов долларов.

Ценой огромных усилий удалось создать российскую газовую турбину большой мощности ГТД-110М, соответствующую мировым стандартам. Казалось бы, надо срочно запустить ее в серийное производство и поставлять на российские электростанции. Но вместо этого, есть информация, российское правительство, повторю, планирует отказаться от наших турбин и продолжить закупки импортных. Что, конечно, проще и легче.

Таким образом, властные решения в конечном итоге наносят мощнейший удар по авиации, Военно-морскому флоту, энергетике и в целом по безопасности страны (оборонной, энергетической, экономической и т. д.). А по большому счету направлены на дальнейшую деиндустриализацию страны, уничтожение ее машиностроения.

– Впервые за последнее время гособоронзаказ на 2020-й и последующие два-три года будет снижаться. Более того, поставлена задача о переводе части мощностей ОПК на выпуск гражданской продукции. К 2025 году – до 30 процентов, к 2030-му – до половины. Но мы это уже проходили в 90-е. К чему привела конверсия – известно. Ракеты и утюги – все-таки разные вещи. Насколько оправданна такая политика и зачем опять «ломать предприятия через колено»?

– Связано это с большими проблемами федерального бюджета. Невзирая на заявления высокопоставленных российских лиц о блестящем состоянии экономики, на самом деле это не так, и наши финансы поют романсы. Ведь неспроста премьер-министр Дмитрий Медведев заявил: «Денег нет, но вы держитесь!». Мы пустили по ветру неожиданно свалившиеся на нас в начале 2000-х нефтедоллары и вместо вложения их в модернизацию страны поделили между олигархами, банками, организовали самые дорогостоящие в истории олимпиады, универсиады, чемпионаты мира и прочие PR-мероприятия. В результате оказались в положении крыловской стрекозы, которая лето красное пропела. А когда цены на нефть упали, то имевшиеся накопления быстро проели. Именно поэтому началось сокращение расходов, включая такие важные, как оборонные.

Конверсия или, как ее сейчас стыдливо называют, диверсификация в нынешнем состоянии российской промышленности невозможна. Мы уже не в состоянии выпускать конкурентоспособные товары даже для внутреннего рынка, особенно высокотехнологичные. Чтобы в этом убедиться, достаточно зайти в любой гипермаркет и попытаться там найти российский товар непродовольственного ряда. Попробуйте купить российский мобильный телефон или компьютер. Можно долго критиковать советскую систему, но она была способна обеспечить выпуск ста процентов образцов мировой промышленной продукции, пусть и уступавших зачастую лучшим мировым образцам по надежности и потребительским свойствам. Но это были отечественные изделия, как правило, изготовленные из собственных материалов и комплектующих. Например, в 1990-м было выпущено более 200 тысяч персональных компьютеров семейства ДВК, за 1985–1990 годы – более 160 тысяч бытовых ПК БК-0010. О какой конверсии можно вести речь, если любой промышленный товар российского производства сегодня будет стоить дороже, чем произведенный в Китае, Вьетнаме, Малайзии и окажется нам не по карману?

– Вы упомянули о Су-57. Самолет по многим оценкам не только современный, но и превосходящий зарубежные аналоги. Что вы как авиационный инженер можете сказать о нем? Почему до сих пор у нас нет двигателя для него?

– По оценкам нашего военно-политического руководства, это лучший военный самолет в мире. Су-57 впервые поднялся в воздух в 2010 году. Но невзирая на реляции о начале серийного выпуска, планируется передать в войска в 2019-м всего один Су-57, в 2020-м – еще один (!).

О чем можно вести речь, если до 2028 года запланирована поставка в авиационные части всего 76 таких самолетов? При этом у нашего вероятного противника и его союзников на вооружении уже сотни самолетов пятого поколения F-22 и F-35.

Крайне настораживает и годичной давности отказ Дели от участия в совместном российско-индийском проекте создания истребителя пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft). Партнеры пришли к выводу, что машина не отвечает заявленным требованиям по малозаметности, а ведь это один из главных параметров.

Крупнейшим недостатком Су-57, по мнению индийцев, является отсутствие соответствующего самолетам пятого поколения авиадвигателя. Не устроили Индию и авионика, радары и датчики российской разработки, которые якобы не соответствуют современным требованиям. Впрочем, в создании электронной компонентной базы (ЭКБ) у нас давние проблемы. Можно, конечно, предположить, что просто Индия не нашла денег на проект FGFA и поэтому излишне драматизирует ситуацию, чтобы сохранить лицо. Но дыма без огня не бывает.

Косвенно это подтверждают некоторые заявления высокопоставленных российских военных о том, что малозаметность самолета пятого поколения не является столь важной характеристикой, зато Су-57 значительно превосходит самолеты США и их союзников по маневренности. По их мнению, и с двигателем предыдущего поколения Су-57 может великолепно летать. А так называемый двигатель второго этапа для Су-57 («изделие 30»), несомненно, будут устанавливать на серийные самолеты к 2025–2027 годам. Однако есть основания полагать, что с этим движком тоже не все так просто, и доведут ли его до кондиции к названному сроку, неизвестно.

Повторю, у нас всегда были проблемы с двигателями, даже в период расцвета советской авиации в 70–80-е годы. А при нынешнем состоянии российской промышленности, особенно машиностроения, разгроме под флагом реформ нашей фундаментальной и прикладной науки возникают сомнения в появлении нового авиадвигателя, соответствующего лучшим мировым образцам.

– Страну наводнили фальшивые дипломы об окончании вуза, которые можно купить в метро, летные книжки, запчасти для самолетов, лекарства, не соответствующие стандартам продукты питания… Такое впечатление, что Россия превращается в государство-симулякр, где все фальшиво или является контрафактом. Какова причина этого?

– За последние 30 лет в нашей стране были закрыты и ликвидированы десятки тысяч производств и предприятий. Самое удивительное, что эпоха проклятых 90-х, казалось бы, закончилась в 2000-м, но темпы деиндустриализации страны за эти годы только ускорились. Уничтожены многие отрасли, являющиеся основой машиностроения. В первую очередь станкостроительная и подшипниковая промышленность.

Жуткие цифры статистики: в 1990 году в РСФСР было произведено 74 тысячи металлорежущих станков, из них 17 тысяч – с числовым программным управлением (ЧПУ). В 2017-м в Российской Федерации выпущено всего 4200 подобных станков, из них лишь 650 с ЧПУ. Эти примеры более чем красноречивы.

Руководитель Роскосмоса Дмитрий Рогозин в ноябре прошлого года заявил, что доля современного оборудования на предприятиях отрасли составляет около 13 процентов, то есть 87 процентов станочного парка устарело. Мне своими глазами довелось видеть на одном из ведущих предприятий Роскосмоса станки, полученные по репарациям из побежденной Германии еще в 1945-м. Как же можно обеспечить производство космической техники ХХI века? И не в этом ли одна из главных причин неудач российской космонавтики за последние годы? Что уж говорить о других отраслях.

В 1990 году в РСФСР было произведено около 800 миллионов штук подшипников. А в 2017-м – всего 47 миллионов. Но ведь подшипники – основа машиностроения и именно со строительства заводов по их производству началась гигантская программа индустриализации страны в 30-е годы.

В Интернете достаточно много сайтов, рассказывающих, как Россия поднимается с колен, как чуть ли не каждый день открываются новые заводы и производства. Но когда начинаешь разбираться в сути такой информации, приходишь к выводу, что это в основном лапша на уши. Например, на сайте «Сделано у нас» появился хвалебный материал об акционерном обществе «Завод «Самарский подшипник», который добился невиданных успехов в развитии производства подшипников и производит их аж 300 тысяч в год, на нем работают более 150 человек. Но позвольте! Куйбышев (ныне Самара) всегда считался подшипниковой столицей Советского Союза и там успешно работало одно из крупнейших в мире производственных объединений – «Четвертый государственный подшипниковый завод (ГПЗ-4)», выпускавший в том числе уникальные подшипники диаметром от одного миллиметра до четырех с половиной тысяч миллиметров. К 1990 году ГПЗ-4 выпускал 20 процентов всех советских подшипников по количеству и 40 процентов – по номенклатуре (250 млн подшипников в год), которыми комплектовали изделия четыре тысячи предприятий страны. Поставлял 70 процентов подшипников для «оборонки». Осуществлял экспорт в 40 стран мира. В 1990 году на ГПЗ были 28 тысяч работающих, в 2005-м – всего 2300. С 1 апреля 2007 года производство продукции на заводе прекратилось.

Итак, оцените еще раз масштабы разгрома подшипниковой промышленности страны на примере этого ГПЗ. В 1990 году – 250 миллионов в год, в 2019-м – 300 тысяч. Произошло падение не только объемов производства, но и номенклатуры выпускаемых изделий. В 1990-м в Куйбышеве диаметр выпускаемых подшипников был от 1 до 4500 миллиметров, в 2019-м в Самаре – от 200 до 2000 миллиметров.

Еще примеры «вставания России с колен» за сентябрь этого года. В Калужской области состоялось открытие швейной фабрики «Мануфактуры Боско», в Ульяновской области запустили производство детских игрушек, в Псковской области заработал цех по производству древесных топливных гранул, в Пензенской – завод по производству модифицированных строительных смесей, в Ленинградской – завод строительных смесей «Хенкель»… Все это хорошо. Но где новые заводы масштаба Атоммаш, КамАЗ и т. д.?

За прошедшие годы мы утратили тысячи технологий. В июле этого года вице-премьер правительства РФ, отвечающий за оборонно-промышленный комплекс, Юрий Борисов заявил о серьезных проблемах с производством новейшего авиалайнера МС-21 в связи с введением западных санкций: «Наложен запрет на поставку композиционных материалов, используемых при производстве крыла для самолета МС-21. Кроме того, заблокированы поставки титанового крепежа, машин для выкладки сухой углеродной ленты и другого оборудования. Сохраняются риски введения новых санкций». Читая эти высказывания вице-премьера, волосы встают дыбом: неужели мы не в состоянии производить даже титановый крепеж, то есть болты и гайки из титана? Как дошли до такой жизни и кто ответственен за утрату технологий производства композиционных материалов? Почему у нас до сих пор до 70–80 процентов электронных комплектующих в ОПК иностранного происхождения?

В результате срываются важнейшие оборонные программы. Например, в июне этого года Счетная палата направила в Госдуму РФ заключение на проект поправок к федеральному бюджету на 2019 год. Согласно документу на 12,9 миллиарда рублей в текущем году сокращаются бюджетные расходы по ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы». Объясняется это невозможностью изготовления серийных космических аппаратов ГЛОНАСС-К, а также создания наземного комплекса управления спутниками ГЛОНАСС «из-за ограничений на поставку электронной компонентной базы иностранного производства и невозможности ее оперативного замещения». Госдума проголосовала за эти поправки. Но ведь ГЛОНАСС нужен не только для использования в навигаторах личных автомобилей. В первую очередь он жизненно необходим для наших Вооруженных Сил, без него не могут применяться новейшие виды высокоточного оружия и боевой техники, включая крылатые ракеты «Калибр», планирующие авиабомбы «Дрель» и многое другое.

15 лет назад, будучи депутатом Госдумы РФ, на «Правительственном часе» я задавал вопрос тогдашнему министру обороны Сергею Иванову: как можно было допустить использование при производстве новейших стратегических ракет «Булава» микросхем, поставляемых из Латвии и производимых на бывшем рижском производственном объединении «Альфа»? Ведь Латвия – член НАТО, то есть является нашим вероятным противником и неизвестно, какие «закладки» могут присутствовать во вражеских микросхемах. В ответ министр лишь развел руками…

– Что делать в создавшейся ситуации?

– Единственный выход – кардинальная смена социально-экономического курса страны. В том числе переход к мобилизационной экономике. В первую очередь пересмотр итогов приватизации, особенно в отношении природных ресурсов. Возврат в госсобственность тяжелой промышленности, большей части машиностроения, оборонных предприятий. У предпринимателей пусть останутся торговля, производство средств потребления, пищевая промышленность, бытовое обслуживание населения, некоторые другие отрасли. Частичное восстановление элементов плановой экономики в госсекторе. И многое, многое другое… Прекрасно понимаю, что все это из области благих пожеланий.
Кроме того, крайне необходима кадровая революция и изгнание из экономики так называемых эффективных менеджеров. Нужна жесточайшая ответственность за коррупцию, откаты и прочие «шалости». А еще строгая персональная ответственность руководителей за невыполнение поставленных задач. Только где взять новых руководителей типа «сталинских наркомов» периода Великой Отечественной войны? Крылатая фраза тех лет «кадры решают все» сегодня, как никогда, актуальна. Так что пока, при всем моем желании, не могу дать оптимистический прогноз. Основные беды и разочарования у нас еще впереди.

Беседовал Олег Фаличев
Опубликовано в выпуске № 41 (804) за 22 октября 2019 года

https://vpk-news.ru/articles/53179

bubuka
Аватара пользователя
Jha
Благодарил (а): 211 раз
Поблагодарили: 107 раз

№ 2126 Сообщение bubuka » 01 ноя 2019 21:49

DmitryKulikov писал(а) ↑ 01 ноя 2019 19:22:
bubuka писал(а) ↑ 01 ноя 2019 13:49:

С чего такой вывод?

Решили же не реконструировать трассу м7, а строить новую.
Трасса м7 только кое-где подлатают и расширят.
С того, что будут расширять участок Владимир-Муром-Арзамас.
Не увидел такого в исходнике. К сожалению, телефон не позволяет детально рассмотреть карту.

asdfghjkl
Аватара пользователя
Благодарил (а): 79 раз
Поблагодарили: 93 раза

№ 2127 Сообщение asdfghjkl » 05 ноя 2019 16:07

Депутат Саратовской областной думы Николай Бондаренко о тревожной новости по тайному ввозу в Россию из Германии 6000 тонн радиоактивных отходов . На 5:50 :https://www.youtube.com/watch?v=jHr2do5dZYg

BadBlock
Аватара пользователя
Благодарил (а): 1755 раз
Поблагодарили: 7513 раз
Связаться:

№ 2128 Сообщение BadBlock » 05 ноя 2019 16:12

asdfghjkl писал(а) ↑ 05 ноя 2019 16:07: Депутат Саратовской областной думы Николай Бондаренко о тревожной новости по тайному ввозу в Россию из Германии 6000 тонн радиоактивных отходов .
И что?
Все так ссут этих отходов, как будто их сразу после ввоза перетирают в мелкодисперсную субстанцию и распыляют над городами с самолётов — населению на погибель.
Они безопасны, ёпта. Пусть ввозят: отрасли работа и деньги. Разве не так?

TheJudge
Аватара пользователя
SVGA
Благодарил (а): 270 раз
Поблагодарили: 853 раза
Связаться:

№ 2129 Сообщение TheJudge » 05 ноя 2019 16:50

BadBlock писал(а) ↑ 05 ноя 2019 16:12: Все так ссут этих отходов
Для кого отходы, а для кого и топливо реакторам размножителям.

Закрыто

Вернуться в «Общий форум»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 20 гостей