Светлана Ерина: «Главное — всегда говорить ученикам правду»

24 января 2017 г.  11:57  |  Затоновости

Мы часто повторяем, что о человеке судят по его делам, но забываем, что слово тоже поступок. Наша речь формируется еще в школьные годы на уроках русского языка и литературы. В эти времена показателем одаренности и успеха ребенка служит его участие во всевозможных олимпиадах и конференциях, подготовка к которым целиком ложится на плечи учителей. Мы пообщались с Ериной Светланой Васильевной — педагогом лицея № 3, которая подготовила регионального призера школьной олимпиады — Злату Димитрову.

В чем заключается подготовка олимпиадников, и чем эти дети отличаются от остальных?

Я бы не сказала, что олимпиадники как-то выделяются, по крайней мере в разряд «любимчивов» они точно не попадают — я отношусь ко всем ученикам равнозначно. На уроке, когда передо мной не один ребенок, а целый класс, я стараюсь увлечь всех ребят, составляя творческие задания. Что касается подготовки, то с этими ребятами, естественно, ведутся отдельные консультации, разбираются конкретные задания. Их тяга к литературе приходит из семьи. Если дома читают книги и обсуждают их содержание, то ребенок с ранних лет впитывает если не смысл, то настроения.

Любители литературы — натуры творческие. Они справляются с нашей бальной системой, ЕГЭ и постоянными проверками?

Творческая натура хороша тем, что способна найти выходы из самых запутанных ситуаций. Тесты не ставят этих детей в тупик, а учат искать решения. Нельзя сказать, будто оценки — зло, они дают возможность отследить рост ученика.

Давайте признаем: скучнее школьного учебника по русской литературе сложно что-либо найти. Все писатели в нем — совершенно уникальные люди, гении. Все они родились, создали свои шедевры и умерли, а между этим не было ничего, никакой личной жизни. Они не ели, не спали и не били друг другу морды, только сбивались в литературные кружки и беспокоились о будущем отчизны.

Проблема скуки на самом деле решается просто. Если говорить об авторах правду, то даже биографии становятся увлекательнее. Не стоит рассказывать, будто Некрасов, создавая «Кому на Руси жить хорошо», ездил по деревням, обливаясь слезами за Родину. Уже можно признать, что человек этот деревню видел, проезжая в роскошной тройке по полям, стрелять из заграничных ружей всякую дичь. А Гончаров, к примеру, не только на диване спал — он в кругосветку ходил и даже дневник оставить, ничуть не хуже Крузенштерна. Цветаева налысо брилась, Волошил дошел пешком из Франции в горы Андорры и спал там на снегу, Лесков был вегетарианцем, Паустовский работал в трамвае, а Бунин при живой жене умудрился найти себе молодую любовницу и поселить обеих девушек в одном доме.

Светлана Васильевна все это знает, но что важнее — этим делится. Её дар заключается в способности говорить правду и в умении обнаруживать в школьных пробах пера гран таланта. С учениками она говорит так, будто их имена уже на слуху. Представьте, каково услышать в 16 лет, что твое сочинение — чистейший образец творчества, слепок твоего «я»?

Можете вспомнить хорошие книги для подростков? Чтобы они учили быть сильными духом и поддерживали ежеминутную веру — «я смогу, я справлюсь».Что читать школьникам?

Я в отношении литературы консервативна. Конечно, подросткам нужно читать и современные произведения, но мне ближе классика. Есть вещи, которые «трогают» абсолютно всех — девочки плачут, парни в классе смотрят в парты. Например, у меня до сих пор ком к горлу подступает, когда читаю Тургенева. Его «Отцы и дети» — книга на все времена.

А скажите: учитель — это призвание?

Скорее всего да. Я с самого детства хотела работать педагогом. Окончила Арзамасский педагогический институт и приехала в Саров. Работаю в школе с 1988 года, жалеть о выборе профессии мне не пришлось.

Из 206 кабинета выходишь если не ровней Чехову или Китсу, то уж точно их соседом по эхокамере, участником переклички творцов всех времен. Сквозь высокие окна мягко сеется пыльный свет, дух ученой созерцательности в третьем лицее покоится на стенах, но редкий ребенок жаждет просвещения. Дети носятся по коридорам и вылетают из кабинетов с криком «Спарта!».

Мне всегда хотелось понять, откуда у учителей берутся душевные силы продолжать работать, несмотря на трудности. Из разговора со Светланой Васильевной я уяснила одно: против всей тяжести есть только одно оружие — любовь к профессии. Если работа в радость, то дети это чувствуют и проникаются, на уроке обретают сами себя. И сколько таких — подаренных себе — выходит из школы? Никакими конфетами и букетами не отблагодаришь педагогов.

Поделиться: